«Равис — птицефабрика Сосновская»: Смена приоритетов

petyaСтремительное развитие птицеводческой отрасли, наблюдавшееся последние несколько лет, привело к существенному наращиванию объемов производства мяса птицы и полному обеспечению внутренних потребностей страны в данной продукции. В этой ситуации перед сельхозпроизводителями возникают новые вызовы и проблемы.

Основными являются вопросы дальнейшего развития отрасли в условиях рыночного перенасыщения, перспектив экспорта отечественного мяса птицы и открытия новых рынков сбыта, освоения иных сегментов производства продукции. Андрей Косилов, генеральный директор ООО «Равис — птицефабрика Сосновская», являющегося одним из лидеров мясного птицеводства в России, подробно рассказал о складывающейся сегодня на данном рынке ситуации, о перспективах экспортных поставок мяса птицы, а также о результатах работы агрохолдинга и новых приоритетных направлениях развития компании, которые позволят ей активно наращивать производство без убыточных продаж.

— Как вы можете оценить ситуацию, складывающуюся сегодня на рынке мяса птицы?

— Положение характеризуется двумя серьезными явлениями: кризис перепроизводства и усугубляющее его снижение реальных доходов и покупательной способности населения. В течение последних 10 лет объемы производства и переработки мяса птицы росли достаточно быстрыми темпами. В период бурного роста данный продукт активно замещал свинину и говядину, и постепенно его доля в структуре потребления выросла практически до 50 процентов. Наша компания также принимала активное участие в этом процессе. В результате сейчас мы входим в число лидеров по производству мяса птицы в нашей стране и являемся одним из крупнейших производителей мяса в совокупном объеме, то есть курятины, свинины и говядины. Однако в последние два года мы столкнулись с тем, что мясо в России стали покупать меньше, чем наращивались объемы его производства. Доходы населения снизились, а стоимость тех же услуг ЖКХ, медикаментов и прочего существенно увеличилась. Сложилась ситуация, при которой первоочередные запросы людей вступают в прямую конкуренцию с продуктами питания, что негативно отражается на отрасли в целом.

— Получается, что сегодня нерентабельно наращивать производство в этой сфере и открывать новые предприятия? В каких направлениях лучше тогда развиваться?

— Мне кажется, сегодня многие уже существующие компании располагают собственным резервом мощностей, поэтому в данной ситуации инвестиции, непосредственно связанные с увеличением объемов производства мяса птицы, неактуальны. То есть сельхозпроизводителям, работающим в птицеводческом направлении, не стоит планировать масштабные реконструкции, строительство новых площадок с несколькими технологическими корпусами, поскольку реализация подобных проектов приведет к падению цен и ухудшению финансового состояния всех без исключения предприятий. Если же сельхозпроизводители решатся на введение новых мощностей, то для расширения своих позиций на рынке и продажи продукции им придется прибегнуть к демпингу, что могут позволить себе только крупные компании, имеющие доступ к государственным дотациям. Более того, по моему мнению, в условиях конкурентного и избыточного рынка программы поддержки, направленные на субсидирование проектов по увеличению объемов выпуска мяса птицы, должны быть прекращены. Я считаю, что в этом плане все производители должны быть поставлены в равные условия. Если у государства есть денежные средства на поддержку птицеводческих компаний, то лучше их направить, к примеру, на субсидирование килограмма произведенной продукции, но при условии, что выплачиваемые дотации будут направлены предприятиями на определенные цели: улучшение кормовой базы, внедрение новых технологий, увеличение глубины переработки и так далее. Сегодня птицеводческие компании могут эффективно развиваться в рамках более перспективного направления — выпуска товаров с добавленной стоимостью, то есть изготовления полуфабрикатов и готовой мясной продукции.

— Некоторые эксперты отмечают постепенную консолидацию рынка мяса птицы. На ваш взгляд, насколько такое мнение соответствует действительности?

— Я не слишком верю в то, что будет проходить масштабная консолидация, ведь в нашей большой стране существует огромное количество крупных, мелких и средних предприятий, которые умеют эффективно вести свой бизнес. После консолидации на рынке останутся именно те игроки, кто научился в существующих условиях работать с прибылью, то есть уйдут только нерезультативные компании.

— На ваш взгляд, насколько перспективен экспорт российской птицеводческой продукции? Какие страны могут стать нашими партнерами?

— Налаживание экспортных поставок не решает одну из главных проблем российской действительности — уменьшение реальных доходов населения. Так, в Челябинской области по итогам прошлого года, по некоторым оценкам, покупательная способность снизилась на 12 процентов. При подобной тенденции никакие экспортные поставки не смогут заменить российским производителям внутреннего покупателя. Кроме того, я не слишком верю в перспективность значительного экспорта птицеводческой продукции на данном этапе, видя, как от России закрываются Китай и другие государства Юго-Восточной Азии, являющиеся потенциальными партнерами нашей страны по этому направлению. По моему мнению, это происходит потому, что зарубежные поставки сырого мяса несут в себе большую угрозу распространения различных заболеваний и вирусов, поэтому все страны стараются защитить свои рынки не столько от продукции, сколько от угрозы заноса болезней и новых возбудителей.

Источник: www.meatinfo.ru

Другие статьи по теме: